Назад к списку

Неприятная правда о появлении музеев

Музей своим появлением обязан ничему иному, как человеческой жадности.



 Сам по себе, термин «музей» происходит от древнегреческого понятия «Дом Муз», так называли храмы, в которых располагались статуи и прочие произведения искусства, посвященные соответствующим божествам. А свое развитие музейное дело получило, вероятнее всего, по той причине, что человек хотел сохранить культовые предметы искусства, чья исконная «среда обитания» была под угрозой разрушения или забвения.


Вскоре люди осознали важность сохранять не только культовые вещи, но и те, которые несли вполне себе реальные знания об окружающем их мире: стали создаваться библиотеки (тоже своего рода музеи), хранилища не только предметов искусства, но и сложных механизмов, оружия. Если сначала сбором реликвий занимались только верховные правители государств, то со временем эта привилегия распространилась и на церковь, и на одиноких богачей, желающих собрать у себя в частной коллекции как можно больше интересующих их или статусных вещей.
Раньше, музеи были закрыты для широкой публики, и их экспонаты использовались в сугубо научных или культовых целях, но в XVIII веке крупнейшие государственные собрания крупных европейских государств начали открывать свои двери для широкой аудитории. Музеи, накопили огромное количество удивительных вещей, которые не только вызывали эмоции и чувства у держателя коллекции, но и простых людей. Поэтому, было принято решение выставить коллекции на всеобщее обозрение. Многие нашли отклик в своем сердце к вещам, которые даже не были нужны хозяевам.
Итак, исконный смысл музея – сохранить редкую вещь, которая каким-либо образом способна повлиять на сознание людей в будущем. С открытием же доступа к коллекциям простым людям, держатели коллекций, в частности, государства, получили возможность направлять полет мысли посетителей в нужном им русле. Соответственно, к эстетическому восприятию предметов добавилось научно-историческое. Чем больше людей получали возможность изучать историю, тем больше трактовок получали музейные экспонаты. Каждый из них был кирпичиком в общей исторической картине. Люди стали увлекаться изучением прошлого, один за другим. 


Смысл продолжать строительство здания появляется только тогда, когда есть уверенность в надежности его фундамента и каждого предыдущего кирпичного ряда. В противном случае, есть риск остановить строительство, вернуться назад, а то и вовсе начать все заново. Музеи выполняют как раз ту роль прочного фундамента исторической науки, её скелета, на основе которого можно строить историю. Ведь музейные собрания вполне вещественны, их можно потрогать руками, они не могут измениться, может поменяться только трактовка их предназначения, а вместе с ней и история.
Это то, что касается научной роли музея. Культурная же его роль не менялась с самого его зарождения. По-прежнему известная часть музейных фондов включает в себя культовые вещицы, предназначенные исключительно для духовного осмысления своей значимости, они порождают в человеке мысли, природа которых для каждого индивидуальна и зависит только от внутреннего мира человека. 


Завершу я этот скромный, поверхностный анализ истории формирования музея обоснованием своего утверждения о том, что возник он именно благодаря человеческой жадности, желанию сберечь вещь. Так почему же? Потому, что независимо от природы её происхождения, если вещь принадлежала человеку, то этот человек приложил свое усилие к обладанию ей. Даже, если эта вещь была подарена – человек не мог получить подарок ни за что, это наивное заблуждение классической философии. И так же любое благодеяние не основывается лишь на доброте душевной. Страшно подумать, как мало о прошлом мы бы знали, если бы человек не отождествлял окружающие его вещи с самим собой.
Погребения, заваленные разнообразной богатой и не очень утварью, женами и питомцами, является проявлением желания человеческой души не расставаться с частичками самой себя. И это тоже своеобразный музей. Жадность заключается в нежелании делить душу.Ведь если жадность является пороком, то из этого следует прямое противоречие. Ведь тогда получается, что делить душу – это хорошо и правильно, а прямым развитием этого суждения является поощрение дьявола.

Автор статьи: Яна Никитенкова 2 курс (заоч)