Назад к списку

ЧИТАЙТЕ ПРОФИЛЬНУЮ ЛИТЕРАТУРУ!

 Новые учебники профессоров кафедры

 На библиотечных полках Московского Гуманитарного Университета появились книги преподавателей кафедры журналистики, которые вышли в издательстве МосГУ. Считаю важным обсудить, обобщить и порекомендовать что-то для наших студентов.



 «Шаги в медиасферу. Выпуск учебных СМИ», автором которой является Александр Александрович Бобров - поэт, публицист, профессор кафедры журналистики МосГУ, кандидат филологических наук, секретарь Союза писателей России.

 Внешний вид. Возможно, неправильно судить книгу по обложке, но это то, на что в первую очередь обращают внимание обыватели. Дизайн очень прост и дешевит «обертку конфеты», которая хороша на вкус. На первый план выходит картинка, найденная на просторах рунета, наверное, в нулевых. Она неактуальна и не соответствует тематике. Несмотря на то, что название более-менее читабельное, сбоку и сзади нет никакой информации, и положив книгу на полку к остальным её сородичам, она будет лишь пустым белым корешком.

 Начиная книгу, автор подмечает, что курс необъятный, но тем не менее невероятно важный для теоретической и учебно-практической деятельности студента и подмечает, что «…главная и доступная платформа для реального обучения, для первых проб не только самых способных, а то и имеющих довузовский опыт…», пишет он, имея в виду учебные СМИ. Здесь же вы получаете пособие о тонкостях взаимодействия студента с учебными СМИ, преподавателями и другими тонкостями этой деятельности. Если в вкратце, в этой книге вы узнаете об истории медиасферы, требованиях к журналисту в ней, получите теорию жанров, телесценариев и редактирования текстов, с помощью которой сможете сделать свои первые шаги в медиасферу.

 Хочется рассмотреть книгу с разных сторон. Важно подметить, что она содержит практические советы, которые подкреплены исследованиями и подробными примерами, правда, они действительно для новичков, которые еще только начинают свой путь. Журналистам, уже печатавшихся (хотя бы в учебных СМИ) или писавших «в стол», они покажутся знакомыми, единственное, что требуется — это больше практики, меньше лени и любопытство под руку с интересом. Книга наполнена практическими заданиями и иллюстрациями, которые делают чтение более занимательным и интересным. Многие студенты знают о любви Александра Александровича к Родине… Патриотизм широкой русской души охватил и часть книги, пробегая по главам широким русским шагом, что иногда переключает читателя с учебной деятельности на духовные и моральные размышления.

 Отрецензировали пособие П. Н. Киричёк, доктор социологических наук, профессор кафедры журналистики Московского Гуманитарного Университета, академик Российской академии естествознания и Н. В. Попов, кандидат филологических наук, заместитель председателя Союза писателей России. Они высказали высокое мнения об этой книге. 

* * *


 Руководители кафедры выпустили книгу «Журналистика как социокультурный институт: теория и практика», которая уже попала в руки к нашим студентам. Авторы: Юрий Алексеевич Головин- доктор культурологии, кандидат филологических наук, профессор, лауреат премии Союза журналистов СССР «Золотое перо», лауреат литературных премий Союза писателей России им. Чехова, им. В.В. Маяковского, член Союза писателей России и Ольга Евгеньевна Коханая - доктор культурологии, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры журналистики Московского Гуманитарного Университета. 

 Дизайн обложки. Нечитабельное название, бросив взгляд на полку, вряд ли получится разобрать текст. Сзади и сбоку книга также не наполнена, что тоже является минусом в визуальной составляющей. Деление напополам при помощи красного и белого цвета с одной стороны выглядит ярко и лаконично, с другой дешевит картинку в виду отсутствия современных элементов и интересной палитры.

 В монографии рассматриваются вопросы истории и современного состояния журналистики как социокультурного института, анализируется культурологическая составляющая функционирования современной медиасреды, культурное наполнение масс-медиа. Будут рассмотрены профессиональные аспекты журналистики, трансформация жанров. Педагогические аспекты помогут разобраться в формах коммуникативного сотрудничество в ВУЗе, в медиасоциализации студентов и формировании нового информационного пространства для детей и это, разумеется, не весь перечень тем, рассмотренных в книге. Единственное, сразу хочется отметить, что это в первую очередь монография и написана она научным языком, который не каждый студент осилит для досугового чтения. Здесь стоит чутко вникнуть в книгу для поиска интересных фактов, знаний как теоретических, так и практических. Не умея этого делать, вряд ли вы осилите даже первую главу.

 Подробные рецензии вы можете рассмотреть от А. В. Костиной - доктора культурологии, доктора филологических наук, профессора Московского Гуманитарного Университета, М. В. Шкодина - доктора филологических наук, профессора Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова, В. В. Смеюхи - доктора филологических наук, профессора Южного федерального университета. 

* * *

 «Эссе о прессе: опыты медиакритики» - автор Киричёк Петр Николаевич-профессор кафедры журналистики Московского гуманитарного университета, доктор социологических наук, заслуженный работник культуры Республики Мордовия. Автор 258 научных публикаций, в т. ч. 13 монографий: «Информационная культура общества», «Информация в универсуме культуры», «Лики медиакультуры и маски политики», «Журналистика. Общество. Ценности» (в соавт.), «Этническое в массовой коммуникации» и др. Член Союза журналистов России. Награжден почетными грамотами Министерства образования и науки РФ, Совета Федерации Федерального собрания РФ.

 Визуально обложка, вроде бы, не актуальна, однако взгляд цепляет. Она твердая, да и сама книга увесистая. Отдельно плюсом хочется выделить, что на корешке книги пропечатано название и автор, а значит она - не потеряется на полке библиотеки и кафедры. На задней стороне размещена фотография и регалии автора, что тоже подкупает.

 В книге содержится учебно-научный материал, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения, включающий различные - идеологические и технологические - аспекты журналистской деятельности. Эти аспекты рассматриваются на основе личного медиакритического опыта автора в различных ракурсах многопрофильного взаимодействия прессы и общества с его сферами политики, экономики, культуры и возникающих при этом социально-нравственных проблем с организационно-творческими методами и способами их решения.

 Здесь студент для себя найдет мысли, которые совпадают или не совпадают с его мировоззрением. Однако, это в первую очередь эссе и нужно об этом помнить. Книга толкнет вас на размышления, даст взгляд со стороны на многие, интересующие юного журналиста, вещи.

 В заключение, хочется посоветовать студентам больше читать профильную литературу и погружаться в профессию. Хотя бы выборочно читайте главы, интересующие вас, нужные вам для докладов или из личного интереса. Пусть лень, к которой нас приучил интернет и GPT-чат отступит этой осенью и этот учебный год начнется с книгой в руках. 

 Карина Тазетдинова, 2 курс